ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
$
10
За просмотр новости вы заработаете
10 баллов

Участвуй в работе сайта и зарабатывай!
Узнать подробности и свой рейтинг

История разработки и секрет успеха ВАЗ-2109

 Вспоминая про финскую «евросамару» Lada Baltic и четырёхдверный седан ВАЗ-21099 , мы немного обошли вниманием «базовый исходник» – пятидверный хэтчбек ВАЗ-2109.

 А зря, ведь эта модель стала настоящим долгожителем среди всех переднеприводников восьмого семейства, обогнав по количеству конвейерных лет и выпущенных автомобилей даже базовый ВАЗ-2108, который мы неоднократно тестировали в различных комплектациях, включая «максимальную». Итак, сегодня мы будем вспоминать о истории появления и секрете немеркнущей популярности «ноль девятой».
 

В 1985 году на дороги СССР вышла новая модель ВАЗа. Причём это не была не просто очередная вариация на тему обрусевшего Fiat 124, а принципиально новый автомобиль, который отличался от Жигулей любой модели решительно всем – внешностью, конструкцией, компоновкой, типом привода… Пожалуй, единственное, что объединяло задне- и переднеприводные автомобили – это завод, на котором они выпускались.

Однако потребитель неоднозначно воспринял непривычную машину – и не в последнюю очередь из-за количества дверей. Двухдверные автомобили вроде Запорожца  в СССР выпускались давно, да и уже «засветившиеся» в прессе новинки в лице Таврии и Оки также имели всего по одной боковой двери с каждой стороны, но… в СССР «многодверные» машины всегда были в почёте по простой причине – в силу своей практичности. Ведь почти всегда владельцы Москвичей и Волг, отправляясь в поездку на собственном автомобиле, ехали всей семьей, брали родственников или друзей. Машина в то время не то чтобы оставалась роскошью, но из-за многолетних очередей в автомагазинах, дефицита и недоступности запасных частей она зачастую приобреталась словно «на всю жизнь».

Однако в Тольятти запустили первым трёхдверный ВАЗ-2108  сознательно, руководствуясь другими соображениями. Не секрет, что новая модель разрабатывалась при участии иностранных специалистов  и была ориентирована на западного потребителя не меньше, чем на собственного советского автомобилиста! Ведь каждый проданный за рубежом Спутник означал такой желанный для завода приток иностранной валюты, а экспортные поставки носили стратегически важный характер не только для ВАЗа, но и для экономики всей страны.

    Контракт между ВАЗ и Porsche предусматривал разработку только трёхдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 л, хотя одновременно с этим в Тольятти велись работы по пятидверному варианту кузова и моторам объемом 1,1 и 1,5 л.

«Восьмёрка» была неплохо принята на внешних рынках, а вот внутри Союза к ней отнеслись не так восторженно. Многим не нравилось то, что по практичности «зубило» ощутимо уступало Жигулям – багажник был меньше, а на заднем сиденье стало теснее. Вдобавок пробираться туда было неудобно.

Представьте себе реакцию супруги владельца новой модели, которой постоянно приходилось вставать и садиться, чтобы на заднее сиденье могли сесть дети или другие пассажиры… Да и длиннющими дверями с непривычки нередко ударяли по припаркованными рядом машинам. А если учесть, что ВАЗ-2108 стоил около 8 300 рублей – то есть, как новенькая «пятёрка», то можно понять, почему многие потенциальные покупатели при возможности сознательно уклонялись от Спутника в пользу более привычных и практичных Жигулей. Те же, у кого не было выбора, были рады и «малодверной Самаре». Тем более, что после первых же зимних сезонов автомобилисты СССР по достоинству оценили преимущество переднего привода над задним. Как метко выразился один из журналистов издания «За Рулём», «в том, как новая модель вписывается в повороты, есть что-то мотоциклетное».

Тем не менее, на ВАЗе понимали необходимость быстрого начала производства пятидверной версии и занимались этим практически параллельно с запуском «восьмёрки».

Это было не так уже и сложно благодаря сильной унификации хэтчбеков, у которых (в отличие от будущего седана ВАЗ-21099) было максимальное количество общих деталей кузова, включая крышу и панели пола. По сути, «восьмёрка» и «девятка» отличались лишь боковинами и боковыми дверями. Плюс разные пластиковые детали салона – в частности, обивки дверей.

Хотя формально и по индексу ВАЗ-2109 являлся отдельной моделью, большинство испытаний этот автомобиль прошёл еще в «трёхдверном теле»

Предсерийные прототипы проверяли на стендах – в том числе, на прочность. По сравнению с «восьмеркой» жесткость пятидверного кузова упала с 8 200 Нм/град до 6 800 Нм/град

Всё это позволило заводчанам реально запустить пятидверный вариант уже в конце 1986 года – то есть, всего лишь два года спустя после начала производства «ноль восьмой». А ведь до этого в советском автопроме вообще не выпускали одновременно несколько модификаций одного легкового автомобиля с разным количеством боковых дверей.

Предсерийный прототип 1986 года цвета «Примула». Бросаются в глаза серо-чёрный салон, передние кресла с откидными спинками и нестандартные брызговики. Также у машины нет треугольных решёток вентиляции в задних «боковушках» и отсутствуют накладки-«бананы» на задней арке.

Ведь и пресловутый «клюв» с пластиковым обрамлением («лыжей»), и так называемые короткие крылья, и даже цветовое решение салона (разные оттенки коричневого и бежевого) были теми же. Да и техника не отличалась: под капотом стоял всё тот же 1,3-литровый 64-сильный двигатель 2108.

Первые Спутники независимо от количества дверей довольствовались подобной расцветкой салона вплоть до 1989-го 1300-кубовый двигатель ставили на пятидверную Самару почти десять лет!

Впрочем, несмотря на одинаковые габариты и большое количество общих деталей, узлов и агрегатов, ВАЗ-2109 внешне отличался от «восьмёрки» пропорциями, поскольку вместо трёх больших элементов (крыло-дверь-крыло) боковина была разделена на четыре более коротких и пропорциональных сегмента – примерно так же, как на ижевском лифтбеке Иж-2125. А небольшое окошко за задней боковой дверью гармонично завершало линию остекления. Передняя дверь стала короче – 1 025 мм вместо прежних 1 264 мм, благодаря чему при той же габаритной длине кузова позади неё удалось вписать заднюю дверь шириной 885 мм.

На втором ряду от этого места не прибавилось, но садиться на заднее сиденье стало заметно удобнее хотя бы потому, что при этом уже не требовалось тревожить водителя или переднего пассажира.

    ВАЗ-2109 – закономерное звено в модельной гамме семейства автомобилей "Самара". Во-первых, это передний привод со всеми его преимуществами. Bo-вторых, это двухобъемный пятидверный кузов, тяготеющий к функциональной универсальности. Он позволяет многое с собой делать. Например, открыть сразу все двери и быстро-быстро сесть со всех сторон. Или сложить заднее сиденье и солидно загрузиться.

Конечно, за дополнительные удобства в виде пары дверей потребителю пришлось доплатить около 600 рублей: ВАЗ-2109 стоил 8 900 – 9 000 «деревянных» — то есть, на уровне наиболее престижной «классики» шестой  или седьмой  моделей.

Разумеется, «многодверный» Спутник приняли на ура как в Европе, так и дома. Ведь новая машина в повседневной эксплуатации была действительно удобнее, чем «псевдокупе». Неудивительно, что уже в 1988 году базовый ВАЗ-2109 обогнал «восьмёрку» по количеству выпущенных автомобилей.

А ведь и сам АвтоВАЗ не стоял на месте: запустив обычную «короткокрылку» с 1300-кубовым двигателем, на заводе активно работали над освоением более мощного полуторалитрового двигателя 21083. Он был впору новой машине, ведь по сравнению с «восьмёркой» ВАЗ-2109 немного потяжелел (до 915 кг). А еще именно «девятка» первой получила новое решение передней части, избавившись от не принятого многими «попугайского носа».

Убрав спорную по дизайну решётку радиатора, дизайнеры одновременно отказались и от пластиковой «маски» вокруг фар, продлив капот и крылья. А поскольку новая решётка была уменьшена по высоте, капот «загнули» в вертикальной плоскости.

 

Поделитесь информацией с друзьями!

Просто нажми на кнопки соцсетей внизу!

Источник 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <cite> <blockquote> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br />
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Search Engines will index and follow ONLY links to allowed domains.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Ссылки на сторонние не рекламные источники необходимо вставлять в виде http://orskportal.ru/outlink/адрес...
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
4 + 15 =
Введите ответ в пустое поле. Например для 1+3 введите 4.