ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
$
10
За просмотр новости вы заработаете
10 баллов

Участвуй в работе сайта и зарабатывай!
Узнать подробности и свой рейтинг

Ралли «Белые ночи»

В этом году прошли 50-е ралли «Белые ночи» выдалось для экипажей благоприятные и не очень. Зато мы получили колоссальный опыт и теперь можем точно сказать: гонки выигрываются не только на трассе..

 Наверное, Карелия и правда волшебный край. Лавиярви, Кааламо, Аккахарью, Хийтола, Алхо... Здесь даже названия деревушек или речек (а также одноименных с ними скоростных спецучастков) звучат как шаманские заклинания. Особенно — для гонщиков, которые каждый год съезжаются на быстрые «трехмерные» дороги, круче и опаснее которых в нашей стране просто не существует. Шутка ли, «Белые ночи» — старейшее ралли в России, проводится с 1963 года и прерывалось только в начале девяностых, когда всем было не до автоспорта. Культовое место!

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 1
В Карелии громадные булыжники «растут» прямо из обочины. Неосмотрительно срежешь поворот - размолотишь подвеску или перевернешься

А теперь неведомая карельская сила, похоже, поразила и наш экипаж. Во всяком случае, для меня окончательно стал ясен смысл выражения «ралли — мероприятие комплексное», которое так любит повторять штурман Лена Кузнецова. Ведь буквально все приключения, что могли произойти на гонке, с нами на этот раз случились.

Хотя от юбилейных «Белых ночей» другого ожидать не приходилось. Еще до старта мы предполагали, что выезд в Карелию не станет легкой прогулкой. Просто потому, что 4-й этап Volkswagen POLO CUP в данном случае проходил в рамках не только Кубка, но и Чемпионата России. А это совсем другой уровень соревнований. Дело даже не в сложности спецучастков. А в расстояниях, качестве связующих дорог и лимитах времени. К примеру, если в среднем на «кубковых» гонках «боевая» дистанция составляет порядка 80 км, то в Карелии нас ждали 124 скоростных километра, а всего до финиша их предстояло проехать полутысячи!

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 2
Ралли «Белые ночи» - это ровные и плотные грунтовки со множеством слепых поворотов через перегибы дороги

«Белые ночи» оправдали ожидания сполна. Уже на ознакомлении с трассой стало понятно, что нас ждет нелегкий уик-энд. Здесь стоит пояснить, что накануне старта каждый экипаж обязан проехать по дистанции ралли минимум один раз — в гражданском режиме, с соблюдением всех ПДД и на обычной машине. Без отметки о прохождении (судьи дежурят на специальных постах по маршруту) организаторы экипаж на старт просто не выпустят. Во время такой «экскурсии» пилот диктует, а штурман записывает стенограмму — кодовое описание дороги. А для проверки так называемой «стенки» существует и второе прохождение дистанции. Но это уже по желанию. Вот что такое ознакомление или, как называют этот процесс спортсмены, «пропись». Причем она проводится в жестких временных рамках, чтобы все участники находились в равных условиях. Обычно отведенного лимита хватает с запасом, но только не на «Белых ночах». Здесь все было впритык. Ситуация стрессовая: с одной стороны, бывалые говорят, что без хорошей стенограммы в Карелии делать нечего, с другой — будешь долго думать, как зайти, допустим, вот на этот трамплин, вообще ничего не успеешь. Признаться, когда на тренировке опытнейший Сергей Волков рассказал мне об этом, я не поверил, а теперь мысленно благодарил его за совет учиться записывать трассу уверенно и быстро.

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 3
На этом пятидверном хэтчбеке отрабатывались решения для всех автомобилей Volkswagen POLO CUP

Подвело нас другое. Подъездные пути к допам на «Белых ночах» пролегали где угодно, но только не по хорошим дорогам. То бобры плотиной речку перекроют и лесная просека превращается в болото, то дождь колею размоет, то острые словно бритва камни на траектории попадаются... Видимо, одним из них мы и порезали колесо. Пока обнаружили прокол, пока доставали запаску и ставили ее, потеряли драгоценное время. И в итоге не успели проверить «стенку» некоторых допов...

Боязно! Ведь местные дороги коварные. Ситуация «слепой ходовой поворот через трамплин» здесь в порядке вещей. А вокруг — плотный лес и каменные глыбы времен ледового периода. Но я предпочитал не думать об этом, тем более, что нашему экипажу было чем заняться — нам снова пришлось примерять на себя, регулировать и готовить к старту новый автомобиль. Седан, на котором мы проехали ралли «Пушкинские горы» и «Тамань» отправили на усиление кольцевой команды, а нам выделили другую редкую модель — пятидверный хэтчбек (другие 11 участников выступали на трехдверках).

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 4
Традиционно в Карелии очень много сходов - Subaru на заднем плане только что совершила несколько оборотов через крышу

Не могу сказать, что этот факт нас сильно огорчил. Все-таки седан для ралли оказался «сыроват», ему предстоит еще большая программа доводки, а хэтчбек уже доказал свою скорость. Правда, наш экземпляр оказался из самой первой партии — именно на нем тестировали различные технические решения для Volkswagen POLO CUP. Но возможная усталость машины компенсировалась, в частности, тем, что в задней подвеске у этого хэтчбека применены ШС — сферические стальные шарниры без податливых резинок. По идее, такое решение способствует улучшению управляемости и повышению точности реакций машины.

И вот — гонка! Первый спецучасток вкатываемся и проходим в среднем темпе, но все же устойчиво закрепляемся в середнячках монокубка. Начинаем понимать, что стенограмму записали в целом неплохую, надежную, и это придает уверенности. Но радостное настроение уже на СУ-2 перечеркнул досадный инцидент... По команде судьи занимаю исходную позицию и понимаю, что мы съехали в какую-то яму. Ну ладно, значит так надо, думаю про себя. На сигнальном светофоре вспыхивает зеленый сигнал, даю газ, но колеса лишь бесполезно роются в грунте. Пока откопались, потеряли минуты полторы — целую пропасть — и сразу откатываемся в конец турнирной таблицы. Обидно — слов нет! Это потом мне рассказали, что в пределах ширины дороги пилот может сам выбирать позицию, главное — не пересекать стартовый створ. Так что знание всех нюансов правил может оказать на результат гонки самое непосредственное влияние.

Здесь постоянно чувствуешь поддержку болельщиков - вдоль трассы собираются порядка 70 000 человек

Не пав духом, настраиваемся атаковать на третьем спецучастке. Но борьба не состоялась — один из судейских экипажей, которые едут впереди основных «боевых» машин для проверки готовности трассы, улетел в овраг и серьезно разбился. Хорошо, все живы остались. И, тем не менее, доп пустили в так называемом дорожном режиме, то есть в рамках ПДД — спортсмены не должны были мешать бригаде «скорой помощи». Находим выгоду и из этой ситуации — проверяем стенограмму, ведь после сервиса нам вновь предстоит вернуться на эти спецучастки. Кстати, машина выдержала первую четверть дистанции достойно — ни единой поломки!

Хардкор начался на второй секции «Белых ночей». Мы прибавили в скорости и принялись отыгрывать потерянное время. Усердствовали настолько, что, смело срезав один из поворотов, оторвали с мясом боковое зеркало и дважды обгоняли соперника прямо на трассе. Организаторы поставили нас как новичков в самый хвост спортивного канала и перед нами оказалась более медленная машина. Страху, конечно, натерпелись. Здесь вам не загородное асфальтовое шоссе. На грунте обогнать можно только на прямике, когда машины едва не касаются друг друга бортами, но к сопернику еще надо приблизиться — сквозь столб пыли и летящие из под колес камни. Нам таким булыжником здорово засадило в лобовое стекло — даже трещина появилась. И все же оба раза мы оказывались впереди.

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 6
Мелкие кузовные повреждения в ралли не редкость. В пылу борьбы на них обычно не обращаешь внимания и обнаруживаешь потери лишь на финише спецучастка

Так что к финальному пункту контроля времени прибыли с хорошим настроением. Время до отметки у судей еще есть, глушим двигатель, снимаем шлемы... Но на ралли расслабляться нельзя. Поворачиваю ключ, стартер крутит, а вспышек в цилиндрах нет. Пробую еще раз — мотор не оживает. А на отметку надо успеть ровно в назначенную минуту! Делать нечего — выпрыгиваем из Polo и вручную толкаем его на финиш. Правилами это не запрещается. Так и «мчали» до сервисного парка метров 500. Тяжело — не беда, но как быть дальше? На ночь «боевые» машины ставятся в закрытый парк, куда всем доступ закрыт до следующего гоночного дня, а на техобслуживание отводится всего 15 минут...

Выручил нас Александр Сливницын — руководитель «Академии ралли» (промоутера Volkswagen POLO CUP). Подключив к машине ноутбук он быстро определил, что причина поломки — в отказавшем реле бензонасоса. Деталь копеечная, а машина обездвижена... Но успели в срок. Вот что значит талант спеца по электронике!

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 7
Из-за отказа реле бензонасоса первый гоночный день мы завершили «вручную» - двигатель отказался заводиться и нам пришлось толкать автомобиль до сервиса

Если первый гоночный день проходил практически на северном побережье Ладожского озера, неподалеку от города Сортавала, то вторую половину «Белых ночей» нам предстояло пройти южнее, в районе Лахденпохьи — именно здесь расположены легендарные допы «Аккахарью» и «Хийтола». Но в качестве разминки нам предстояло единожды проехать спецучасток «Лавиярви». Промчали удачно, опередив основных соперников, а заодно испытали себя на экстремальном аттракционе. Дело в том, что на этом допе было одно хитрое и опасное место — поворот через перегиб дороги, переходящий в связки коротких виражей. Резать нельзя — прямо на апексах «росли» крупные булыжники. Вариантов два: или сбавлять скорость, или так точно выстраивать траекторию, чтобы пролететь эти связки буквально по прямой. У нас получился второй вариант. Случайно. Просто как назло именно в этом месте мы слегка сбились со стенограммы и в опасную связку я ввалил, имея газ в полу и включенную четвертую передачу. Испугаться не успели — осознание пришло потом, когда видели на обочине чей-то Mitsubishi Lancer Evolution с раскуроченным бортом и вырванным с мясом колесом. Что ж, немного удачи в ралли тоже не помешает. К примеру, именно на этом допе фортуна отвернулась от отважной пилотессы Елены Байковой — пробив колесо, она решила продолжить движение, и в результате ошметки резины размолотили тормозную магистраль. В итоге — сход с дистанции...

Ралли «Белые ночи»: как новичкам держать удар - Фото 8

На «Аккахарью» отыгрываем у соперников еще немного. И вновь приходится сбавить ход. Девятый спецучасток пустили в дорожном режиме. На этот раз серьезных аварий не было, виноваты оказались зрители. В Карелии вдоль трассы собирается почти 70 000 человек, вот только не все из них пришли смотреть на быструю и красивую езду. Некоторым хочется «мятого железа», чтобы ролик для Youtube крутой запилить. Такие персонажи догадались выкатить на дорогу здоровенный камень, да еще прямо на трамплине. Более сознательные граждане решили этому воспрепятствовать, что и стало причиной потасовки.

Но мы снова оказались в плюсе. Во-первых, проверили стенограмму допа, что не успели сделать на ознакомлении, а во-вторых, если бы разрешили мчать в «боевом» режиме, до финиша мы вообще вряд ли добрались. Когда до сервиса оставалось еще около сотни километров, мы услышали характерный хруст спереди — похоже стал щелкать ШРУС.

после вылета с трассы у нас открылась багажная дверь и скривился передний бампер, но в скорости Polo нисколько не потерял - основные агрегаты не пострадали

источник

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <cite> <blockquote> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br />
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Search Engines will index and follow ONLY links to allowed domains.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Ссылки на сторонние не рекламные источники необходимо вставлять в виде http://orskportal.ru/outlink/адрес...
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
3 + 8 =
Введите ответ в пустое поле. Например для 1+3 введите 4.